ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Федеральные документы
Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериях оценки качества общегоо образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценкефункциональной грамотности"
Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
Региональные документы
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»
Муниципальные документы
Документы школьного уровня
Протокол №5 заседания педагогического совета от 03.11.2022 г.
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год
Курсы повышения квалификации учителей по темам функциональной грамотности
Сопроводительные листы и акт наблюдения ВПР
Объективность проведения ВПР (приложение)
Состав рабочей группы по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности
Анилиз проведения ВПР осень 2022 г: обществознание 8 класс, русский язык 8 класс, математика 8 класс, математика-русский язык 4 класс
Родительское собрание по вопросам ФГ ссылка открыть
Информационные материалы
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Пособие по работе с электронным банком заданий для оценки функциональной грамотности
Проект «Формирование функциональной грамотности» на портале «Единое содержание общего образования»
Исследование PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста) в России
Исследование PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в России
Информация об исследовании "PISA for Schools" («PISA для школ»)
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Уроки формирования функциональной грамотности
ДЕМОВЕРСИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
БЛАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Что входит в функциональную грамотность?
Естественнонаучная грамотность
«Функциональная грамотность в вопросах и ответах».
«Функциональная грамотность в вопросах и ответах»
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.