ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Что такое «функциональная грамотность»?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».


Федеральные документы

Указ президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериях оценки качества общегоо образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценкефункциональной грамотности"

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению  качества образования в субъектах Российской Федерации»

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении  работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»


Региональные документы

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 8 сентября 2022 года №1472 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год»

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы.

Приказ министерства образования Саратовской области от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»

Приказ МО Саратовской области "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022/2023 учебный год" № 1472 от 08.09.2022 г.


Муниципальные документы

«Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку ФГ обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2022-2023 учебный год.

Приказ №153 от 22.09.2022 г. "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснокутского муниципального района, на 2022-2023 учебный год"


Документы школьного уровня

Протокол №5 заседания педагогического совета от 03.11.2022 г.

Выписка из приказа №98 от 09.09.2022 г. "Об утверждении плана мероприятий направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год"

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год

Курсы повышения квалификации учителей по темам функциональной грамотности

Сопроводительные листы и акт наблюдения ВПР

Объективность проведения ВПР (приложение)

Состав рабочей группы по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности

Анилиз проведения ВПР осень 2022 г: обществознание 8 класс, русский язык 8 класс, математика 8 класс, математика-русский язык 4 класс

Родительское собрание по вопросам ФГ  ссылка открыть


Информационные материалы

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования» 

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»

Запись родительского собрания «Функциональная грамотность в вопросах и ответах», Данное мероприятие направлено на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области.

Пособие по работе с электронным банком заданий для оценки функциональной грамотности

Проект «Формирование функциональной грамотности» на портале «Единое содержание общего образования»

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

Исследование PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста) в России

Исследование PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в России

Исследование TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования) в России

Информация об исследовании "PISA for Schools" («PISA для школ»)

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач (5 МБ)

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

Уроки формирования функциональной грамотности

ДЕМОВЕРСИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

БЛАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

КОВАЛЕВА Г.С. "ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. РАЗРАБОТКА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ"

Что входит в функциональную грамотность?

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

«Функциональная грамотность в вопросах и ответах».

 «Функциональная грамотность в вопросах и ответах»


 

Составляющие функциональной грамотности

 1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. 

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. 

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.