Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные группы через сеть Интернет
В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в мобильных сервисах, чатах, онлайн-мессенджерах (Skype, Telegram и др.), социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д. Взрослые с криминальными намерениями могут назначать вам встречи в реальном мире, часто под видом друга или подружки из социальной сети или онлайн игры. Многие террористические организации и их последователи ведут пропаганду и набор через интернет, в том числе через социальные сети.
Необходимо помнить, что каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека. "То, что попало в интернет, останется там навсегда, -напоминает Касперский.
Подростки всё чаще находят наиболее опасные формы «самоутверждения» и деструктивные саморазрушающие способы привлечения к себе внимания. Проблема взаимоотношений между родителями, гиперопека или недостаток внимания к детям часто приводят к негативным последствиям и являются причиной потери близкого, доверительного контакта между родителями и детьми.
Всё начинается с того, что подросток подписался на новости в сообществе, а потом его мозг подвергается ежедневной обработке. В результате ребёнок попадает в страшную психологическую зависимость.
В настоящее время в социальной сети «Вконтакте» функционируют несколько тысяч сообществ с несовершеннолетними участниками, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотических средств,террористические, доведения до депрессии и прочее).
Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях - аналог вовлечения детей в наркологическую и другие зависимости. Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации». Основные направленности деструктивных групп:
- Экстремистские (провокацируют беспорядки, террористические акции, методы партизанской войны);
- Сектантсткие (имеющая своё учение и свою практику);
- Аутоагрессивные (причинение вреда собственному телу);
- Псевдокриминальные – пропагандируют криминальную романтику. (АУЕ, колумбайн);
- Террористические.
В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики. Как происходит вовлечение несовершеннолетних в деструктивные религиозные секты.
Главная проблема – предоставление ложной информации. Попасть под негативное влияние секты через её сайт очень легко – если человек читает в сети соответствующий материал, смотрит видео и фото информацию, то он уже вступает во взаимодействие с вербовщиком сети, невольно участвует в психологической игре организаторов секты, нередко попадая от них в зависимость.
Наибольшему риску вовлечения подвержены подростки. Вербовщики опираются на возрастные психологические особенности:
- слабая, неустойчивая психика;
- повышенная внушаемость;
- неумение взаимодействовать с окружающими + трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, плохая компания.);
- отсутствие духовного воспитания, недостаточная степень образования);
- низкая самооценка (чтобы поднять самооценку подросток пытается самоутвердиться, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей из интернета, как пример антикриминальные группы АУЕ).
К сожалению, в нашем обществе еще слабо развиты основы кибербезопасности. Но Компьютерная грамотность снижает онлайн-риски. А задача подростков – быть грамотнее, не доверять незнакомым, больше читать научную информацию, а так же знать и выполнять основы кибербезопасности:
- проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей;
- контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете;
- чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты;
- не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд;
- не регестрируйтесь во всех соц. сетях без разбора;
- всегда спрашивай родителей о непонятных тебе вещах, которые ты встречаешь в интернете;
- не позволяйте себя запугивать и не беспокойте других с помощью фейков.
Живи реальной жизнью, а не виртуальной!